People-аналитика, важность офлайна и время для рефлексии. Эксперты ПМЭФ — о секретах работы в гибридном формате


И о том, как подготовиться к новым вызовам
Нас читают более 6 000 рекрутеров, эйчаров и руководителей. А вы?
Подпишитесь на TalentTech:
Как пандемия поменяла подходы к управлению персоналом? Что нужно, чтобы не переживать, работают ли сотрудники на удалёнке? И как сделать их счастливыми, а бизнес — конкурентоспособным?

Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты Петербургского международного экономического форума на сессии «Корпорации и сотрудник: как управлять человеческим капиталом в постковидном мире?». Модератором встречи выступила Агнес Риттер, технический директор компании «Северсталь Менеджмент», а участниками дискуссии — Андрей Митюков, CEO и управляющий партнёр IT-холдинга TalentTech, Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS, Барбара Фрей, исполнительный вице-президент по промышленной автоматизации бизнеса Schneider Electric, Игорь Корытько, генеральный директор и председатель правления ТМК, Ольга Филатова, профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, и Яков Сергиенко, старший партнёр McKinsey & Company.

Делимся конспектом о самых важных сейчас HR-трендах, рецептом, который поможет подготовиться к будущим изменениям, а также записью эфира.

Как пандемия изменила подходы к управлению персоналом

Ольга Филатова
Профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Улучшить опыт
сотрудников и кандидатов
вам помогут:
Искусственный интеллект для проведения интервью

Мобильное приложение с онлайн-квестами для новичков

Адаптивные тесты для оценки и развития персонала

Онлайн-опросы для выявления проблем в работе

Умная система для постановки и контроля целей
В научной среде закрепилось определение, что гибридный формат — это режим работы, при котором больше трети сотрудников как минимум 50% времени находятся вне офиса. Это не строгая формула, но именно на этом рубеже начинается перепрошивка всех HR-процессов. Меняются подходы к тому, как нанимать сотрудников с использованием онлайна, как поддерживать их онбординг в гибридной среде, как в новых условиях строить карьеру и что делать, чтобы удалённо влиять на вовлечённость в работу, самоорганизованность и креативность.

Гибридный формат — это новая норма. На это есть как минимум четыре причины:

  • Поддержка интеллектуального труда. Смешение онлайна и офлайна позволяет эффективно работать сотрудникам IT-компаний, банков, финансовой сферы, консалтинга.
  • Экономия на офисных пространствах. В некоторых компаниях это 20−30% от общих затрат.
  • Свобода. С массовым переходом на удалённый режим работы люди поняли, что все процессы могут строиться иначе, и теперь выбирают больше гибкости и свободы. И работодателям нужно это учитывать, чтобы привлекать и удерживать таланты.
  • Гибкая занятость. Гибридный формат и распространение самозанятости позволяют чаще привлекать к работе фрилансеров и аутсорсеров. Причём не только gig-специалистов, но и консультантов по юридическим и финансовым вопросам и даже временные команды, в том числе — из других стран.
Андрей Митюков
Управляющий партнёр и генеральный директор TalentTech
Главный тренд — жить как раньше уже нельзя, но и не хочется. На первое место выходит экономика таланта. Причём таланта самоуправляемого, такого, которому самому хочется создавать ценность. Вся суть управления сводится к тому, чтобы соединить личные цели сотрудника с задачами компании. Тогда все будут счастливы.

В новой модели бизнеса не обойтись без people-аналитики. Тем более что при удалённой работе мы общаемся через экран не просто с человеком, а с его цифровым двойником. Это огромный поток данных, который можно представить в виде различных дашбордов. Или цифрового профиля сотрудника, над которым работает TalentTech.
В цифровом профиле сотрудника будет записано, какие у него есть знания и навыки, умеет ли он работать с современными технологиями, управлять командами и мотивировать других людей, как эти люди чувствуют себя под его руководством и что ему самому нравится делать, а что — нет.
На практике цифровой профиль будет пополняться данными из разных HR-систем. В HCM-платформе от TalentTech это модули, связанные с подбором, адаптацией, обучением, вовлечённостью и эффективностью персонала. Они могут обогащать профили сотрудников как по отдельности, так и все вместе. Более подробный обзор экосистемы можно почитать в нашем блоге.

Вместе профиль таланта и профиль среды, в которой он работает, смогут давать ценные инсайты для принятия решений как руководителями бизнеса, так и самим сотрудником.
Пример цифрового профиля сотрудника в HCM-платформе от TalentTech

Как руководители и сотрудники реагируют на изменения

Андрей Филатов
Генеральный директор SAP CIS
В перестройке работы из-за пандемии было две важных стадии. Первая началась через неделю после массового перехода на удалёнку. Люди стали жаловаться на постоянные переработки из-за бесконечных онлайн-конференций. Порой не было времени отлучиться на обед. Повышенная нагрузка вела к выгоранию, поэтому начали появляться советы о том, как организовать работу в онлайне. SAP тоже сыграл здесь свою роль и внёс коррективы в настройки календаря, сократив максимальное время онлайн-встречи с часа до 50 минут, чтобы у людей оставалось хотя бы 10 минут, чтобы переключиться.

Вторая стадия пришлась на конец 2020 года. Люди привыкли к новому формату работы, и мы заметили, что бизнес буксует. Семья, дача, собаки — со временем всё это на удалёнке стало важнее, а работа потеряла былой приоритет. Чтобы обеспечить высокую вовлечённость в работу, весной мы вернули leadership-команду обратно в офис.

Сейчас SAP полностью переходит на концепцию гибридной работы Flex Workplace. Только 20% сотрудников захотели вернуться обратно в офис. А уже сформировавшиеся команды могут эффективно работать в любом режиме: и в онлайне, и офлайн.
Барбара Фрей
Исполнительный вице-президент по промышленной автоматизации бизнеса Schneider Electric
Переход прошёл гладко. У нас международная компания, поэтому инфраструктура для распределённой работы уже была готова. К тому же мы использовали гибридный режим и раньше, чтобы привлекать и удерживать таланты. Особенно это актуально, если речь идёт про молодёжь и родителей.

Новый формат работы показал, что для того, чтобы не выгорать, надо выстраивать чёткие рабочие границы, в первую очередь — для самого себя. При этом онлайн позволил нам сблизиться: и друг с другом, и с клиентами. Раньше на встречи не хватало времени, а теперь оно вдруг появилось.

Принципиально важным было сохранить доверие и в малых командах, и на уровне корпорации. Поэтому через полгода онлайна появилось правило, что во время видеозвонков нельзя нажимать Mute, чтобы обсудить что-то с коллегами. Вся информация должна быть открытой.
Игорь Корытько
Генеральный директор и председатель правления «Трубной Металлургической Компании»
В ТМК работают 60 тысяч человек. 10 тысяч из них — в офисе и в исследовательском подразделении. Когда началась пандемия, они перешли на удалёнку. За счёт готовой цифровой инфраструктуры всё прошло быстро.

Ещё 50 тысяч человек остались на производстве. Возникла задача — объяснить, почему одним нужно идти в горячий цех, пока другие изолировались на даче. Мы вводили доплаты и вели разъяснительные беседы, что на даче тоже работают. К счастью, сотрудники отнеслись к ситуации с пониманием, обошлось без конфликтов.

Мы пришли к выводу, что IT, финансы и юристы хорошо работают на удалёнке. А для командной и исследовательской работы всё-таки необходим офлайн. Поэтому сейчас мы перестраиваем офис и создаём больше террас, кофе-пойнтов и других пространств для безопасных встреч.

Кроме того, кажется, что мы ещё столкнулись не со всеми проблемами. Например, раньше офлайн играл важную роль в привлечении молодёжи в отрасль. А теперь школьников и студентов не пригласить на производство.

Как справиться с новыми вызовами

История циклична. Даже пандемии потрясают мир уже не в первый раз — аналогичные изменения в общественных и экономических процессах происходили и после эпидемии чумы в XIV веке: бизнес-стратегии становились более гибкими, повышалась конкуренция в торговле, росли производительность и стоимость труда, менялись подходы к найму.

Согласно прогнозам, в будущем человечеству ещё придётся столкнуться с похожими глобальными вызовами. Чтобы подготовиться к ним, эксперты ПМЭФ рекомендуют:

  • быть любознательными и изучать новое;
  • расширять круг контактов, чтобы консультироваться не только с близким кругом, но и с другими экспертами;
  • давать людям почувствовать, что они могут влиять на происходящее;
  • предвосхищать риски;
  • принимать прошлое и случившиеся изменения.
Яков Сергиенко
Старший партнёр McKinsey & Company
Согласно концепции Winning with talent, решающее влияние на успешность компании оказывают 2% сотрудников. В случае с пандемией это те люди, которые уже были готовы к изменениям: знали, что такое Zoom, прошли не один курс на Coursera, может быть, работали удалённо.

Компании тоже разделились по скорости реакции. И во время пандемии осознали, что ключевой фактор успешности бизнеса — это люди.

Ключевым стал вопрос: как управлять компанией так, чтобы сотрудники были удовлетворены своей работой, а не просто достигали финансовых результатов? Для этого нужно создавать среду, в которой люди смогут быть самоходными, достигать своих целей и постоянно обучаться. Принципиально важным становится долгосрочное целеполагание и сохранение ментального здоровья.
Запись сессии
«Корпорации и сотрудник: как управлять человеческим капиталом в постковидном мире?»
на Петербургском международном экономическом форуме:
Хотите и дальше первыми узнавать о самых современных практиках в управлении персоналом? Подписывайтесь на рассылку TalentTech. Нас читают уже более 6 000 рекрутеров, эйчаров и руководителей бизнеса.
+
Какие инструменты помогут найти сотрудников и развить человеческий капитал?

Искусственный интеллект для проведения интервью

Мобильное приложение с чат-ботом и онлайн-квестами для новичков

Умная система для постановки целей и отслеживания выполнения задач

Адаптивные тесты для оценки и развития навыков персонала

Онлайн-оценка методом 360° для определения soft skills сотрудника

Пульс-опросы для оперативного реагирования на проблемы в коллективе

Цифровой профиль для управления карьерными треками сотрудников
Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой с коллегами:
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать новые материалы:
И не стесняйтесь рассказывать про собственный опыт внедрения новых HR-технологий — смело пишите нам!
Читайте также:
Читайте также:

Узнайте, как сделать работу с людьми вашим главным конкурентным преимуществом

Собрали в один список лучшие материалы блога TalentTech за 2020 год

И на что рекрутеры и эйчары делают ставку в новом году

Узнайте, кого, как и чему учить в первую очередь

И от чего зависит ваша личная способность противостоять трудностям

Своим опытом поделились «Академия Ростеха», «Балтика» и «Северсталь»

Делимся результатами исследования от Всемирного экономического форума

И что мешает эффективному внедрению новых технологий управления персоналом

Обратите внимание на эти тренды и инструменты, чтобы не отстать от конкурентов

Узнайте, как не растерять перспективных работников и улучшить финансовые результаты компании

Дарья Аулова — о том, как была в шаге от устройства в другую компанию, но передумала в пользу TalentTech из-за звонка Виктории с платформы JungleJobs

Отвечают представители разных сфер бизнеса — от IT до добывающей промышленности

Разбираемся на примере мобильного онбординга в компании «Утконос ОНЛАЙН»

Узнайте, какие инструменты использовать уже сегодня, чтобы эффективнее работать с кандидатами и сотрудниками

И какие возможности мобильный онбординг открывает работодателям

«Хотим, чтобы все чувствовали себя комфортно и не ждали каждую минуту какого-то апокалипсиса»

Пульс-опросы от TalentTech охватили 5 000 сотрудников сети в магазинах и на удалёнке

Выявляем проблемы и отслеживаем эффективность принятых мер